Выставки в Москве и России: живопись, графика, рисунок, скульптура, изобразительное искусство. Современные русские художники. Картины галереи OREADES.

ПРЕСС-РЕЛИЗЫ

07.11.2008

ВОЗВРАЩЕННОЕ ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ КУЛЬТУРЫ. АМИР ТИМЕРГАЛЕЕВ.

Каталог к выставке произведений А. Тимергалиева в выставочном центре «Эрмитаж. Казань». 2008 г.
Издание сопровождает выставку произведений А. Тимергалиева в выставочном центре «Эрмитаж. Казань».

Постоянная часть его сознания была открыта внешнему миру.
Сол Беллоу

Амир Тимергалеев как художник и как личность неизменно вписан в круг основных фигур новейшего европейского художественного сознания. Его путь связан с поколением, творческая инициация которого приходится на конец XX столетия и обозначается как «свободная фигуративность». Этот круг и это поколение можно рассматривать как самую живую и актуальную в современной культуре традицию, сохранившую в себе все классическое наследие авангардных открытий ХХ века. Резонанс этой художественной стратегии во всей своей полноте уже ощутим в наше время – это, несомненно, абсолютно музейное и «звездное» искусство.

Более того, совершенно очевидно, что этой пластической культуре принадлежит будущее. Она стремительно движется по оси визуальных событий, опережая все остальные художественные языки. Художественный опыт Амира вобрал в себя, воплотил и выразил творческую проблематику рубежа столетий, его поиски новой художественной этики и новой реальности. Универсальность этой реальности, ее сверхличные ценности не помешали художнику сохранить свой собственный независимый оригинальный подход к мировой культуре, особенно к искусству постимпрессионизма.

Сегодня Амир Тимергалеев выступает как продолжатель и абсолютный наследник классических ценностей Анри Матисса и Амадео Модильяни, Поля Сезанна и Марка Шагала, одновременно не чуждаясь творческой полемики с этими кумирами и авторитетами, с духовными учителями новейших художественных систем. Сам художник отмечает в качестве особенности своего творчества склонность к пребыванию в различных временах сразу, к странствиям во времени, когда погружения в прошлое и проникновения в будущее органично совпадают. В его искусстве, так часто живущем над временем и «поверх барьеров», припоминания и предвидения взаимодополняемы – они непрерывно очерчивают круг судьбы культуры XXI столетия и намечают ее основные координаты. Творение новизны оттеняется в творчестве Амира сохранением прошлого, полнота переживания настоящего усиливается постоянным устремлением в неизведанное.

Изощренная пластика работ Амира Тимергалеева, ее богатая фактурность, оригинальность и в то же время естественность цветовых и световых построений, обращенность к современному человеку – все это характеризует художественную личность мирового масштаба, возвращающую в культуру искусство «больших стилей», абсолютных гуманитарных ценностей, вдохновлявших гениев прошлого – от Леонардо до Ван Гога, и от Ван Гога до Герхарда Рихтера, – выводящую живопись за рамки актуальности и современных визуальных стратегий.

В самой структуре творчества Амира Тимергалеева как непрестанного процесса мысли реализуется великий круговорот культуры. Сюжеты его картин: женские фигуры, погруженные в самосозерцание, интерьеры мастерской, наполненные солнечным космосом, пейзажи с дорогой, уходящей вдаль, как человеческая судьба, парусные лодки, взлетающие гигантской бабочкой, вазы с фруктами, напоминающие античные фрески, – обретают силу внушения, переплетаясь в единый животворный комплекс.
Они теряют свою конкретность и превращаются в универсальные состояния человека и природы, в архетипы их взаимосвязей. Сохраняя свою реальность, они в то же время выходят за границы чисто фигуративного, сближаясь с образами трансавангарда.
Образ самого художника абсолютно совпадает с его искусством. Пытливый взгляд, постоянная улыбка, обращенность к слушателю, романтический облик с копной волос на голове и сияющим лицом, взрывные интонации речи и внутреннее спокойствие, рождаемое ясностью мысли и убежденностью. Парадоксальное соединение байронизма с героями Джима Джармуша, персонаж Х.Л. Борхеса, переписчик древних текстов, погруженный в радикальные образы культуры и библейские апокрифы.

Художник смеется, иронизирует, убеждает, «скрывая» самое главное, уводя его в глубины художественной мысли, обнажаясь в своих откровениях, оставляя одновременно в них пустоты для умолчания, как Джон Кейдж. Он наполняет свое искусство устойчивыми смыслами, сдвигая случайность в глубоко личные знаки и символы, и вновь возвращается в фундаментальную иконологию, где царствует человек. Его живопись живет необозримым ландшафтом, и в нем теряются города, люди, предметы, ускользая в «складки» метафизики, культуру постмодернизма, исчезая за удаляющимся горизонтом.

В пространстве творчества Амира открывается и воплощается не только стратегия кочевника, но и оседлость культуролога, собирателя и хранителя пирамид и руин древних цивилизаций. Современность, укорененная и пропитанная мощным энергетическим полем осевых культур, предстает на картинах Амира живущей иррациональными наитиями и голосами, зовущими в будущее.
Уникальная технология живописи Амира Тимергалеева, ее способность комментировать и описывать саму себя порождает эффект картины как некоего живописного объекта, где сама живопись раскрывается как чистая ностальгия по живописи, как воспоминание о картине, где в гуще информационной плотности спрятан, как в коконе, подлинный шедевр, визуальная жемчужина. Многослойный ландшафт, блестяще выстроенный со всеми своими ассоциативными рядами, где подлинные художественные слои откровенно свидетельствуют о рождении абсолютно новой «картины мира» – все это становится манифестом прихода иной культуры, культуры возвращения естественных ценностей.

Античность и трансавангард, средневековый витраж и культура символизма, европейский Ренессанс и американский концептуализм свободно варьируются в композициях Амира, создавая феноменальный контекст в искусстве 3-го тысячелетия. Виртуозно владея культурой стиля, художник открывает абсолютно новый язык визуальной лингвистики.
Амир Тимергалеев в этой «текстовой» драматургии открывает новую личностную экзистенцию, своеобразный образ героя мифологии независимого интеллектуального кинематографа – человека, идущего сквозь время. Останавливаясь, он превращается в свидетеля, скриптера, переписчика книги постистории, используя руины древних культур и их обновленные формы нашей стремительной «виртуальной» цивилизации. Художнику не чужда работа реставратора, осуществляющего реконструкцию реликтов прошлого, очищая шлаки истории и культуры во имя обретения нового «философского камня» – метареальности, ее поэтики «вечного возвращения» и образов Абсолюта.

В этой позиции путешественника сквозь время, персонажа оперы К. Малевича «Победа над солнцем» Амир Тимергалеев отвоевывает у истории достояния искусства, смещая свои находки в странных цитатных зеркалах, скрещивая прямую реальность и самые знаменательные художественные события.
Искусство Амира Тимергалеева повисает в границах будущего, в его эстетической экологии, в феномене охранительных символов, никогда не забывая о катастрофах, о былых драмах, превращая трагическое в гармонические идеалы и образы счастья художественной реальности. Оно моделирует нового человека, воскрешая его историческую память и восстанавливая его утраченные связи с «телом» нашего Дома, планетой по имени Земля.

Виталий Пацюков



lesoreades.moscow@gmail.com    тел.: +7(916)242-01-69